В X IV—XV вв. западная готика — всегда так или иначе приспособленная к местным нуждам и возможностям и, как следствие, часто принимавшая в наивысшей степени упрощенные формы — оставила свой глубокий отпечаток на городском и сельском пейзаже.
Не менее важным для развития культуры оказался мир образов, представлений, чувств и ценностей, присущих готическому искусству.
Это было тогда, когда в польской народной традиции появилось изображение страстей господних, что свидетельствует о проникновении новых ценностей в фольклорное творчество и указывает на их прочную устойчивость. Помимо самых больших городов, чрезвычайно восприимчивых к веяниям Возрождения, готика удерживалась до конца XVI в., после чего на смену ей пришло барокко.
Традиционная культура, общая для разных слоев общества, так же как и культура католических дворов в Центральной Европе, появилась из сплава смелых форм готики и барокко. Помимо самых известных и грандиозных сооружений, готика оставила свой след в живописном или скульптурном оформлении церковных и светских построек, в их оснащении, в планах городов и деревень.
Произведения готического искусства
Самые удивительные произведения готического искусства XIV в. появились в Чехии и в Праге во времена правления Карла IV. Возведение готического собора и других архитектурных памятников было поручено Матье из Арраса, а затем местному мастеру Петру Парлержу, активно работавшему в сфере зодчества в течение сорока лет.
В замке Карлштейн, основанном Карлом неподалеку от Праги, среди других сокровищ хранилось собрание более сотни картин, выполненных на деревянных панно, — то были работы кисти уникального художника, Мастера Теодориха. В своих наиболее примечательных творениях пражская готика сочеталась с новыми течениями, идущими из Италии.
Влияние готического искусства
Расцвет готического искусства в Чехии оказал огромное влияние на Польшу и Венгрию. Венгрия, находившаяся под управлением Анжуйской династии, сохраняла устойчивые связи с Италией, что отразилось в дошедших до нас произведениях живописи.
На берегах Балтийского моря царила «кирпичная готика» Ганзы. В Пруссии стараниями тевтонских рыцарей на свет появилась целая система из 120 замков, среди которых особое место занимала внушительная резиденция гроссмейстера в Мальборке. Столь грандиозное сооружение еще сильнее подчеркивало военный характер Орденского государства.
Стремительное развитие искусства и культуры было прервано гуситскими войнами, нанесшими тяжелый ущерб положению Чехии. Однако все снова встало на свои места, когда в конце X V в. на чешский трон взошел Владислав Ягеллон.
Правитель, оказавшийся большим меценатом, покровительствовал среди прочих архитектору Бенедикту Рейту. Великолепный готический тронный зал в Пражском замке, названный залом Владислава, и сегодня является ярким свидетельством обновления чешской культуры. Огромные разрушения в Венгрии, причиненные турками в XVI в. и XVII в., не дают нам возможности получить исчерпывающее представление о расцвете готического и ренессансного стилей, столь характерных для времени правления Матьяша Корвина.
Готика в Словакии
В отличие от готических соборов Праги и Кракова, и поныне привлекающих наш взгляд, средневековая Буда почти неразличима в облике современного города. Тем не менее, удивительные готические произведения XV в., расположенные сегодня на территории Словакии (Верхней Венгрии) и Румынии (Трансильвании), доказывают все великолепие этого искусства.
В качестве примера укажем на церковь Св.Эльжбеты, ныне собор в Кошице (Кашша), и на церковь Св. Якуба в Левоче (Лёче), поражающую деревянным скульптурным триптихом Мастера Павла. Свидетельством влияния на венгерский королевский двор искусства итальянского Ренессанса может служить маленькая часовня, выполненная в 1519 г. Андреа Ферруччи Флорентийским, ныне находящаяся внутри кафедрального собора Эстергома. В Польше в то время правители не оказывали искусству заметной поддержки. Роль меценатов в значительной степени взяли на себя города и богатая знать: так, в конце XV в. лидирующее положение среди покровителей искусства занимали такие большие города, как Краков и Гданьск.
Во всех уголках страны появились маленькие и простые костелы; чаще всего они были деревянными, но в городах они были выполнены из камня. Помимо этого, до нас дошли произведения искусства различного рода, созданные в конце XIV в.
Среди них на первом месте стоит гробница короля Владислава Ягайло в Вавельском соборе и восхитительный деревянный алтарь, выполненный для Мариацкого костела в Кракове немецким резчиком Витом Ствошем, долгое время жившим в этом городе. Пьер Франкастель называл этот резной алтарь самым прекрасным произведением западноевропейского средневековья.
Граница, протянувшаяся от Адриатики до литовского Новогрудка, — феномен, который следует принимать во внимание, поскольку в этой зоне западный готический стиль соприкоснулся с византийскими традициями.
В Трансильвании искусство Запада оставило заметный след в архитектуре православных храмов и, в частности, в соборной живописи, в которой обычно царствовали строгие каноны. Во Владимирской и Галицкой Руси взаимопроникновение этих двух великих культур, начавшееся еще в XII—XIII вв., получило новое развитие после присоединения к Польше.
Великое княжество Литовское, католическое и православное государство, со всем своим разнообразием и местными особенностями представляло исключительный интерес и важность, будучи практически неизведанной областью.
Восточная живопись, которую можно увидеть сегодня в некоторых польских готических соборах, например, в Люблине, появилась на стенах храмов по заказу короля Владислава Ягайло и его сына Казимира, католиков, разделявших один и тот же подход к вопросам, касающимся религии. О том же свидетельствует рецепция в Польше с конца XIV в. изображений Девы с Младенцем, выполненных в византийском стиле Одигитрии. Некоторые из них стали предметами культа, в частности, Черная мадонна в храме паулинов на Ясной Горе, в Ченстохове, превратившейся в XV в. в основной центр паломничества.