Алеша, прозванный Поповичем (поповский сын?), входит в тройку былинных богатырей, запечатленных Васнецовым на одноименной картине. Вопрос в том, что художник, особо не озадачиваясь исторической достоверностью, смешал в кучу несколько персонажей, разделенных разными эпохами. А вероятно, даже и не существовавших в реальности.
Алексей – самый младший из представленных на полотне витязей, он нас и интересует в первую очередь. Историки, филологи сумели установить, что у Поповича был действующий прототип. Только звался он на самом деле Александр. Тогда на Руси отношение к именам было более вольное, «Александра» часто сокращали до «Алеши» или «Олеши».
Был наш герой боярином из Ростова, состоял на службе у владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Который, в свою очередь, являлся отпрыском самого Юрия Долгорукого. Боярин в дружине считался одним из лучших. Когда старый князь умер, Попович, при переделе власти между его сыновьями, стал за Константина. Казалось бы, выбор не совсем логичный. Но Алеша был родом из Ростова, где сидел на престоле Константин Всеволодович, потому и поддержал земляка.
Междоусобицы в Средние века были нормальным явлением, особенно, если у князя было несколько сыновей. А у каждого из них состояли на службе свои добры молодцы, дружина.
Но вернемся к Поповичу. Тогда практиковалась традиция перед боем, для разрешения каких-то спорных ситуаций, выставлять лучших бойцов. Алеша же на тот исторический момент был best of the best в своем классе. Один из непревзойденных поединщиков, не знавших поражений. Такие воины почитались особо во всех армиях, во все времена.
Так Алеша и прославился на Руси, в знак уважения стал зваться богатырем. Разумеется, следы подвигов Поповича остались в сказах и былинах, а уже оттуда дошли до наших дней.