Что такое когг и почему о нем знают в Бремене

Когг – самое распространенное в 12 столетии однопалубное судно с характерными высокими бортами, по праву может считаться универсальным кораблем. Его использовали в равной степени как для набегов, так и для торговых походов. Поначалу, ввиду отсутствия описания и деталей (кроме немногих изображений), внешний вид этой грозы морей представляли приблизительно.

Позже, в конце 20 столетия, в Бремене, немецкие власти совершили беспрецедентный поступок, решив заставить древние корабли послужить для привлечения туристов и популяризации истории.

когг

Само название «Koggen» восходит к другому слову – «Kugel» (шарик). А на фризском наречии «когг» означает бочку, посудину, шайку. Считается, что первые суда такого типа возникли на западе Ютландии. Когда потребность в регулярных набегах относительно отпала, а в заключении торговых сделок – наоборот, возросла, когги стали основным судном в Ганзе – знаменитом купеческом союзе.

Прочные, недорогие, с хорошей грузоподъемностью, такие корабли бороздили воды вплоть до 15 века, пока их не вытеснили еще более вместительные хольки.

Средний когг был длиной до 30 метров, шириной – около 8, при осадке до 3, и максимальной грузоподъемностью около 200 тонн. Днище плоское, киль прямой, строить его было легко, а управлять, подходить к берегу для погрузки/разгрузки – еще проще. Материалом для постройки служил дуб, в изобилии произрастающий в Пруссии и Померании. Команда была небольшой – до 2 десятков моряков.

Огромным подспорьем для археологов, до этого находивших только фрагменты кораблей, стал подъем затонувшего в заливе Колдинг (Ютландия) судна. Затем, когда подобные открытия стали повторяться, удалось составить детальный «портрет» когга. Все поднятые, извлеченные из земли экземпляры классифицировались по специальной шкале, с указанием примерного возраста и размеров.

И, наконец, невероятно смелым шагом стала реконструкция корабля. В Бременском морском музее все желающие могут увидеть восстановленный когг, частично состоящий из остатков старого корпуса.

А еще с 90 годов 20 столетия по волнам величаво движется «Убена фон Бремен» – точная копия исторических судов. Корабль не только принимает участие в парадах, фестивалях, но и ежегодно проходит под парусом до 4,5 тысячи морских миль.

Оцените статью
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий