С течением времени в отношениях между Византией и ее соседями все более явственно стали проявляться последствия принятия христианства последними. Ромейский император был признан главным всеми правителями, от него они принимали милости и благодеяния, придворные титулы, по своему значению близкие титулам стратегов фем.
После смерти Симеона захумльский князь Михаил, став верным подданным императора, получил титул антипата и патрикия. Сто лет спустя дуклянский князь Михаил стал протоспафарием. В результате князья становились придворными императора, а их владения включались в состав Византии подобно тому, как их епископии были включены в митрополии, архиепископии или в царьградский патриархат.
Принятие христианства облегчало общение между населением византийских фем и славянских княжеств, христианскими стали методы решения споров между ними, христианское милосердие сказалось и в ратных делах. Будучи единоверцами, византийцы и их соседи больше не брали друг друга в полон. Установилось равновесие, позволившее удовлетворить основные интересы и сохранить достоинство всех сторон: церковь получила возможность выполнять свою миссию, император был верховным правителем и наследником римских императоров, власть князей на землях не только не ущемлялась, но их авторитет в глазах дворян и подданных возрос, и они получили возможность передавать по наследству свой титул, власть и права. Однако равновесие оказалось очень хрупким и сохранять его на протяжении длительного времени было нелегко.
Любой сбой в системе, любой инцидент между князем и наместником императора, отступление от сложившегося ритуала почестей либо другие трения вызывали конфликт, который распространялся на отношения в целом и вызывал осложнения в других сферах. Избегать конфликтных ситуаций было трудно еще и потому, что Византия и ее соседи не были изолированы от мира, они испытывали на себе различные влияния и подвергались вмешательству третьих сил, а в результате возникали самые разные причины для нарушения сложившегося положения вещей.
Все годы правления болгарского царя Петра (927—969) удавалось поддерживать равновесие. Сын Симеона стал царем, распространив сферу своего влияния на Болгарию, границы которой он не стремился расширить. Будучи зятем императора и одним из представителей византийской иерархической системы, он не подрывал ее основ и проводил либеральную политику по отношению к соседним странам. При нем были созданы условия для развития и укрепления церкви.
При царе Петре была основана епископия в городе Расе, который позже стал резиденцией сербских правителей. В тот период церкви пришлось бороться с ересью богумилов, стремительно распространившейся на Балканах. Впрочем, на протяжении двух веков она представляла опасность не только для богословов и церковных иерархов, но и для светской власти как Византии, так и ее болгарских и сербских соседей.
Спокойствие в балканских провинциях и других частях империи побудило воинственных императоров нарушить мирное существование народов. Они воспользовались смертью Петра для того, чтобы уничтожить Болгарию. Был призван киевский князь Святослав, который покорил Болгарию и попытался воспользоваться победой в собственных интересах, что привело к византийско-русскому конфликту, завершившемуся в 971 году миром и отступлением Святослава за Дунай.
Византийская империя расширила свою территорию до старых римских границ и казалось, что последствия арабских, славянских и болгарских набегов устранены, однако такое положение продолжалось недолго. В связи со сменой императора на царьградском престоле в 976 году обострилась внутренняя борьба и вспыхнуло восстание против византийских властителей за восстановление царства Симеона и Петра.
Во главе движения стоял Самуил (976—1014), который короновался на царствование и за короткое время захватил территорию, где правили его предшественники. Он не стал возвращаться в старые центры в Великом Преславе и Плиске, его укрепленные опорные пункты остались в Македонии, вокруг Охрида и Преспы; главной сферой его интересов были запад и юг. В благоприятные периоды царство Самуила было больше, чем Симеона, так как он подчинил себе византийский Драч и прилегающую к нему область.
Как и сто лет назад, на пути его экспансии стояли сербы, о которых известно несравнимо меньше. В 993 году сербское посольство приезжало к византийскому императору Василию II, однако по пути сербы попали в плен к арабам и добрались до Царьграда только через некоторое время, да и то с большими трудностями.
Документы умалчивают, откуда они были, с какой прибыли целью, но есть предположение, что миссия была направлена против Самуила, который угрожал сербским областям. Князь Йован Владимир, миролюбивый правитель территорий вдоль Скадарского озера, друг византийцев, несколько лет спустя подвергся нападению и в качестве пленного был доставлен в Преспу.
Там его полюбила дочь Самуила, он стал зятем царя и ему была возвращена власть. Романтическая история, произошедшая при дворе Самуила, которая, правда, повторялась в другие времена и других местах и нашла отражение в литературе, облегчила молодому князю переход в новые условия.
Владимир, разумеется, не контролировал земли, находящиеся далеко от его резиденции, поэтому неизвестно, что с ним происходило, тем более что о потомках Часлава нет вообще никаких упоминаний. В соответствии с одним источником XII века, содержащим много элементов легенды, Самуил дошел до Далмации и напал на Задар, двигаясь через Боснию. Последнее означает, что и эти области были в его подчинении.
Но военным успехам пришел конец. Император Василий II избавился от соперников, собрал силы и с 1000 года начал систематически наносить удары по Самуилу, сужая территорию его царства. Самый тяжелый удар он нанес ему в битве на Беласице в 1014 году. Последствий этого удара Самуил пережить не смог. Начались внутренние раздоры; сына Самуила убил его племянник Йован Владислав (1015—1016), которому за время правления удалось убить также и своего родственника Йована Владимира, считавшегося у себя на родине святым мучеником.
За короткое время под натиском императора Василия II вся территория некогда обширного государства Самуила оказалась под его властью. В этот период Византии принадлежал и Сирмий. Таким образом, в Среме и на Дунае Византия граничила с государством христианизированных венгров, которое в первые годы своего существования переживало медленный, но неудержимый подъем. На этот раз власть Византии продлилась около 170 лет. Тяжелый опыт предыдущих пятидесяти лет показал, что всю огромную территорию, которая была отвоевана в ходе войны против Самуила и его наследников, сохранить будет нелегко.