Внутренняя политика Александра II

Внутренняя политика Александра II
Внутренняя политика Александра II

Судебная реформа 1864 года

Суд придавал делам огласку, приветствовал состязательность, свободу от администрации, все сословия были равны. Окружной суд являлся «центром» и состоял из уже знакомых всем судьи, прокурора и адвоката. Итог выносился присяжными заседателями, его называли «вердикт». На основании данных итогов судья объявлял приговор.

Гражданские и мелкие уголовные дела отправлялись на рассмотрение в мировой суд, который состоял из 1 человека. Земское собрание и городская дума избирали человека на три года. Из-за принципа несменяемости, правительство, однако, не имело права отстранять судью.

Во всей внутренней политике императора, реформа суда являлась наиболее решительной, но незавершенной. Сенат не подвергся реформам. Волостной сословный суд был сохранен и продолжал судить по местным обычаям.

Земская реформа, или составная часть внутренней политики

Тяжелейшим было положение в городах, селах: была плохо развита, либо вообще отсутствовала должная мед. помощь, образование обычных горожан очень слабое. Введение местного самоуправления для работы над данными проблемами стало просто необходимым.

1864г. — закон о земском правлении. Для управления делами в хозяйстве организовали «земства». Они наблюдали за состоянием дорог, общеобразовательных учреждений, организаций помощи населению в неурожайные периоды, больницы, сбор статистики. Губернские уездные собрания являлись распорядительной организацией.

Земские управы играли роль исполнительной организации: обладали правом вводить необходимые налоги. Выборы в земства проводились один раз в три года. Главный приоритет – имущественный ценз, так что значительно преобладали дворяне. Земство отсутствовало у казачества и в Сибири.

Именно земские деятели стали основоположниками либерализма в дальнейшем, хотя им и запрещалось заниматься и интересоваться политикой.

Городская реформа 1870 года

Не столько заметной, сколько земская реформа, но большой являлась роль городской реформы. Вопросы благоустройства людей, соблюдения санитарии и развитие местных учреждений, вроде школ и больниц, возлагалось на Городское Управление. Дума являлась распорядительным органом, а Управление – исполнительным. Выборы проходили так же, как и в земства. То есть решающим фактором стал имущественный ценз. Глава и управ избирались Городской Думой. Человек, занимающий этот пост, возглавлял эти два собрания, направлял их деятельность.

Военная реформа 1871 года

На смену уже прижившимся добровольным рекрутским наборам пришла воинская обязанность. Срок служения мужчин, подходящих для службы составлял 20 лет. Служба пехотинца длилась шесть лет, моряка — семь. Для тех, кто имел хорошее образование, обучался в университетах, срок службы сокращался до полугода. Теперь юноши стремились получить хорошее образование. Также, началось перевооружение армии, строили всё больше военных училищ.

Итоги внутренней политики

Российская Империя, наконец, подключена к процессу создания таких форм государства, которые строились на самостоятельности населения. Но многие дворянские привилегии оставались нетронутыми, реформы не были оформлены до конца и в них имелись пережитки крепостного права.

Бывшие крепостные крестьяне были недовольны реформой 1861 г. Коснулись реформы и верхних слоев населения. Увы, нельзя сказать, насколько успешными были эти реформы. Для людей они принесли как плюсы, так и минусы. Были крестьяне, работники, горожане и др., кто доволен всем, но было и то большинство, для которых жизнь стала лишь хуже. Крестьяне всеми силами пытались остаться в зависимости от помещиков.

Оцените статью
(Пока оценок нет)
Загрузка...