Когда в Киеве сели на царство воинственные и предприимчивые потомки Рюрика, неизбежно возник вопрос о создании единого, более мощного, государства. Но не все «союзные» племена жаждали влиться в дружную семью народов. Кого-то пришлось долго и методично уговаривать, а кого-то и убеждать силой оружия. Дольше всех противились этому вятичи.
Селились они преимущественно на побережье Оки, были язычниками, исповедуя веру в исконных славянских богов – Ярилу, Стрибога, Перуна, Сварога и других. Вятичи жили земледелием, охотой и рыбалкой, сочетая эти занятия с бортничеством и торговлей. Это подтверждается результатами раскопок на бывших территориях племени.
Стратегическое значение вятских земель заключалось в том, что здесь проходили торговые пути. С точки зрения логистики, кусочек был исключительно лакомый. Первыми на него позарились хазары, основавшие «контрольно-пропускной пункт» с уплатой дани. Но вскоре к вятичам приехали «киевские миротворцы» во главе со Святославом. Это было в 964 году, тогда каганат еще действительно «крышевал» подвластные ему земли.
Киевляне решили создавшуюся проблему просто и незамысловато. Они разбили Хазарию, предъявив права на ее данников. Краткая передышка наступила после смерти князя: тогда вятичей лет 20 никто не трогал. Но уже в 981 году к ним пожаловал Владимир, да не один, а с армией. И опять восстановились прежние условия – по монете с плуга.
Христианство же вятичи принимать отказались наотрез. В 1082 Ходота – их вождь, подбил племя на мятеж, призывая не только сохранять верность язычеству, но и прекратить быть в подчинении у Киева. Сначала вятичам сопутствовала удача, первую атаку дружины князя им удалось отбить, скрывшись в лесах. Следующей же зимой Владимир Мономах лично посетил вятичей, казнив Ходоту с сыном и его приближенных.
С тех пор бунтовщики утихомирились, а лет через 200 ассимилировались, стали едиными с другими славянами (в более поздних летописях нет упоминаний о них).