Авиация знает немало случаев, когда новый самолет долго приживается, не сразу приходится «ко двору». А уже затем становится надежным другом, безотказной и мощной машиной.
С началом ядерной эры понадобились скоростные средства доставки. В особенности это касалось бомбардировщиков. Ту-22 относился к «проекту-105», в свете которого разрабатывался именно самолет для использования атомной бомбы.
Со временем, благодаря модернизациям, ему добавили «специальностей», и получились ракетоносцы, постановщики помех. Поначалу «двадцать второй» считался неудачным в управлении, опасным для пилотов. Это не так. В умелых руках самолет творил чудеса. Например, вариант с подавлением радиолокации (Ту-22П) оказался эффективен как для ракет «воздух-воздух», так и для зенитно-ракетных комплексов средней дальности – MIM-23 Hawk. За это, по классификации НАТО, бомбардировщик получил наименование «слепящий» (Blinder).
В 20 столетии постепенно видоизменялись тактические задачи авиации: ее стали использовать на дальние расстояния, для доставки боеприпасов, ракетных снарядов высокой точности. Поэтому самолет должен был успешно преодолевать заградительный огонь, контратаку средств ПВО противника, перемещаясь с большой скоростью.
Это привело к созданию Ту-22М – особо дальнего бомбардировщика. Фактически, под видом модернизации, был создан новый самолет с переменной стреловидной формой крыльев. Кроме того, «тушки» могли питаться в воздухе, без посадки на аэродромы, что еще более увеличивало радиус их действия.
Третья версия – Ту-22М3, поначалу считалась устаревшей, ей на смену готовили Су-34. После боевого опыта в Сирии, когда с помощью прицельного оборудования и переоборудования стандартных авиабомб в высокоточные, о непригодности использования Ту-22 говорить перестали.