Трагичная судьба первого русского бронеавтомобиля или что стало с танком «Вездеход»

Считается, что самоходную бронированную машину, позже названную «баком» или «бочкой» (английское tank), создали британцы. Англичане всегда любили оформлять патенты на любые изобретения, даже им не принадлежащие. А хотите узнать, как было на самом деле?

В мае 1915 года, неподалеку от Риги, очевидцы смогли бы обнаружить какую-то странную штуковину, внешне напоминающую самодвижущуюся железную коробку. Между тем, это и был проект «Вездеход», авторства русского изобретателя Александра Пороховщикова.

tank

Автомобиль (а установленной терминологии тогда не существовало, поэтому автор назвал свое детище так) был создан на базе сварного стального каркаса. Самоходное устройство оснащалось гусеницей (единственной!) из прорезиненной ткани, натянутой на оригинальную катковую подвеску. Управлял машиной один человек.

Сердцем «Вездехода» являлся карбюраторный мотор мощностью в 10 лошадиных сил. Габариты были скромными – менее 4 метров в длину, 2 – в ширину и высотой (без учета башни) в 1,5 метра. Вес составлял до 4 тонн. Потратил изобретатель на свою поделку сумму около 10 тысяч рублей – не слишком дешево, но и не баснословно дорого.

Испытания машины прошли успешно: на ровной дороге танк развил невиданную скорость – 25 километров в час! Таких показателей не было у появившихся гораздо позже британских исполинов Mark I, которые отличались большей массой (29 тонн) и темпом перемещения в 7 километров в час.

Далее, в декабре 1916 года последовала демонстрация серьезной государственной комиссии. Ввиду форс-мажора «Вездеход» несколько раз застрял, не смог пройти по рыхлому снежному насту, гусеница соскакивала с барабана. При должном финансировании и доработке Россия могла бы получить боевую машину гораздо раньше европейцев.

Пороховщиков планировал установить броню собственной разработки, оснастить танк несколькими пулеметами Максима. Но высочайшее соизволение дано не было, производство прекратилось.

Позже идеи (вот и не верь после этого в промышленный шпионаж!) подвески, поднятия обвода гусеничной ленты реализовали в своем Mark I британцы. Но это уже совсем другая история.

Оцените статью
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий