Старообрядчество в России – истоки и распространение

Старообрядчество в России – истоки и распространение
Старообрядчество в России – истоки и распространение

В 21 веке к людям пришло понимание того, что тема «старообрядчества» – одна из важнейших глав в истории России. Она имеет долгую историю, которая продолжается и в данный момент. Поэтому ее важно и нужно изучать. Необходимо начать с истоков старообрядчества – именно они помогают лучше понять суть всего.

Причины появления и распространения старообрядчества

Старообрядчество сформировалось вследствие церковных реформ патриарха Никона, которые он провел в 1652 году, решительно заменил многие обряды, которые не были похожи на греческие:

  1. Было приказано креститься тремя перстами;
  2. Петь «аллилуйя» три раза и совершать поясные поклоны;
  3. Имя Христа стало писаться, как Иисус;
  4. Многие слова в богослужениях были заменены на новые: «дева» вместо «девица» и т.д.
Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс, 1660-1665 годы)
Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс, 1660-1665 годы)

Противники реформ Никона получили огромную поддержку в народе. Люди протестовали против изменений в обрядах, исправлениях в церковных книгах и иконах. Когда Никон перестал быть патриархом, русские люди выдохнули, думая, что с ним и уйдет «неправильная вера». Но царь Алексей Михайлович Романов стал сам бороться с расколом. Общество поделилось на противников нововведений и их сторонников. Результатом Церковного собора 1666-1667 гг. стало решение о сожжении старообрядцев на костре. Начались их ужасные гонения. Именно тогда приверженцы старой веры начали скрываться в глухих труднодоступных лесах Заволжья и Сибири на века. Там в скором времени начали образовываться общины старообрядцев, так называемые скиты.

Если взять в качестве примера заволжские старообрядческие скиты, то можно увидеть, что их было огромное количество в нижегородской губернии даже в 19 веке:

  • Благовещенский Керженский скит – крупнейший старообрядческий скит, который был открыт иноком Тарасием в 19 веке;
  • Голендухин скит – община, основанная первой сподвижницей старообрядчества на Керженце – Голендухой. В честь нее и был назван этот скит;
  • Гордеевский скит;

 

  • Комаровский скит;
  • Корельский скит – скит «беспоповцев», который был основан по старообрядческому преданию основан родственницей митрополита Филиппа;
  • Одинцовский скит;
  • Оленевский скит – древнейший из керженецких скитов. Легенда гласит, что он был основан на месте, где страннику явился олень. Хотя в Нижегородской губернии их никогда не водилось;
  • Скит Смольяны – община, которая была открыта еще с середины семнадцатого века монахами из рода Салтыковых и Потемкиными. Этот скит был ядром поповского согласия на Керженце.
Материалы по теме:  Чернила Древнего Китая

 

  • Скит «Семь дев» имеет удивительное название в честь праздника Семи дев, которые с младенчества были воспитаны, как невесты Божьи. Они сохраняли свою телесную и душевную чистоту ради своего бессмертного жениха и не отреклись от него даже под пытками. Удивительная и потрясающая дух до сих пор история!
  • Улангерский скит – община, которая в 19 веке имела более 30 женских и мужских обителей, их обитатели принадлежали как к беглопоповскому, так и беспоповскому толку. Интересный факт.
  • Фундриковский скит.

Все это говорит о том, что раскольников были десятки, даже сотни тысяч. Но их мнение и право на жизнь практически не учитывалось. Как такое возможно?

Таким образом, история старообрядчества в России – интересный факт, который в настоящее время изучают историки всего мира. Что послужило толчком к изменениям – зачем Никон решил все изменить? Как вообще возможно, что люди жили в гонениях и ужасных условиях только лишь из-за того, что пытались доказать свою веру? И для чего все это было сделано? На эти многие вопросы ответы еще предстоит найти.