Смерть за революцию. Георгий Гапон

Личность Георгия Гапона, «попа-провокатора», как его называли в советской истории, не так однозначна, как представляется. Сейчас многое воспринимается по-другому. Да и информации из различных источников побольше. Все чаще бытует мнение, что революцию в России готовили на японской и западной кухнях, не жалея специй, жаря и паря.

На конференции, которая состоялась в Париже в 1904 году, собравшиеся делегации различных фракций российских оппозиционеров обсуждали план будущего восстания. Идеями перемен прониклись даже крупные промышленники, которые считали, что царь и его окружение тормозят развитие капитализма в России.

Георгий Гапон

В «верхах» назревал кризис, власть была откровенно слабой. В 1904 году эсеры устранили Плеве, главу МВД. Тем самым они освободили дорогу несущим прозападные идеи либералам. Осенью того же года по всей стране начались волнения, оппозиция фактически в открытую вела агитацию народа.

Будущий «вождь революции» – Георгий Гапон, с детства отличался повышенной религиозностью, позже избрал для себя стезю священника. В Гапоне удивительно сочетались толстовщина, мессианство и природный талант проповедника. Причем он искренне верил в пользу своей деятельности. Немудрено, что со временем Гапон стал настоящим народным трибуном, пользовался популярностью у бедноты и рабочего класса.

Удивительно, что при всей своей народной любви священнослужитель был также вхож в высшее общество, тогда в богатых домах было модно увлекаться идеями просвещения, всеобщих равенства и братства.

На самом деле, еще в 1902 году Гапон начал сотрудничать с полицией, заинтересованной в наличии осведомителей в рабочей среде. Поначалу Георгий работал напрямую с Зубатовым, начальником особого подразделения полиции. Совместно они собирались создать профсоюзы, полностью подвластные официальным структурам, либеральные и послушные.

Когда шеф ушел в отставку, попик совсем распоясался, попал под влияние эсеров (экстремистского крыла). Масштабному убийству рабочих, вошедшему в историю под названием «Кровавое воскресенье», предшествовало увольнение 4 путиловцев в Петербурге, переросшее в забастовку.

Гапон воспользовался моментом, призывая народ искать защиты у царя. По сути, это была настоящая провокация: рабочие во главе со священником собирались нести петицию об изменении положения на заводах, при этом к движению постепенно примкнули многочисленные революционеры. Дело могло закончиться кровавой баней.

По стечению обстоятельств, мирную демонстрацию встретили солдаты, а затем засвистели пули с обеих сторон. Мятеж начался. Перепуганного до полусмерти Гапона, который такого развития сюжета не ожидал, наскоро замаскировали и спрятали на конспиративной квартире, а затем вывезли за границу. Свою задачу он выполнил.

Было убито более сотни человек, еще 300 получило ранения, а мировое сообщество понесло весть о «кровавом царизме». На волне популярности и всеобщего обожания Гапон примкнул к эсерам, но уже осенью его отношения с однопартийцами, прочими оппозиционерами изменились к худшему.

Тогда поп-расстрига (его лишили сана) возвращается в Россию, опять начинает агитацию в рабочей среде. Конфликт с бывшими соратниками заключался в том, что они хотели войны, а Гапон теперь выступал за мирное решение проблем. Больше такой лидер был не нужен, эсеры единогласно проголосовали за его ликвидацию.

В марте 1906 года Георгий Гапон был убит.

Оцените статью
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий