В 70 годах прошлого столетия, когда СССР и США наращивали вооружение, всерьез рассматривая космос, как площадку вероятного развития конфликта, зону размещения боевых спутников, в конструкторских бюро рождалось множество различных идей техники нового поколения.
Один из характерных примеров – гиперзвуковой многоцелевой самолет «МиГ-321». Изначально перед конструкторами была поставлена задача создать машину, способную перемещаться с невообразимо высокими скоростями, используя топливо на основе углеводородов.
Работа над самолетом велась в период 1975-1989 годов. Руководил проектом Николай Захарович Матюк, опытный конструктор, успешно создавший несколько «МиГов», включая 15 и 21. Данное изделие в корне отличалось от прочих, поскольку самолет планировалось использовать одновременно и как перехватчик, и как бомбардировщик. Кроме того, для повышения эффективности применяемого топлива, на низких скоростях машина заправлялась керосином, на более высоких – водородом. Предполагалось применить крыло с изменяемой площадью/стреловидностью.
К сожалению, работа над проектом не была завершена. Остается только догадываться, каким бы мог быть «МиГ-321». Фактически, главная тема разветвлялась еще на 2:
- Гиперзвуковик серии 301/321.
- Космоплан МиГ-2000.
Информации о самолете не так много. Вот его предполагаемые характеристики:
- длина фюзеляжа – 40 метров;
- размах крыльев – 12,5/29 метров;
- наибольший вес – 90 тонн;
- максимальная скорость полета – 5,3 тысячи километров в час (крейсерская – 4,25 тысячи километров в час, М-4);
- наибольшая высота полета – 37 тысяч километров;
- предельная дальность – до 7 тысяч километров.
На борту должны были находиться управляемые ракеты «воздух-поверхность», средства радиолокации и электронной разведки. Первый полет планировался не ранее конца 90 годов. Если бы работа над проектом успешно завершилась, то СССР получил бы грозное оружие, не имеющее аналогов на Западе.