В 60 годы, с их напряженной международной обстановкой, не только разрабатывали новые виды вооружения, но и испытывали их на прочность. Так, беспрецедентный в отечественной истории подводный поход лодки К-27 длился почти 2 месяца – с 21 апреля по 11 июня 1964 года. Цели были сугубо прозаические: проверить работу узлов, механизмов и блоков в экстремальных режимах, попутно убедиться, какие сроки автономного плавания под силу технике, экипажу.
Маршрут проложили следующий: из Арктики в Атлантику, к экватору. В качестве энергетического агрегата использовался реактор на жидком металле (проект 645 ЖМТ). Оснастили субмарину 4 торпедными установками, размещенными в носовой части. По характеристикам лодка напоминала проект США – Seawolf, но превосходила его по глубинам погружения, скоростным показателям.
В лодке были использованы следующие новинки:
- сталь корпуса с показателем предела текучести в 60 килограмм силы на квадратный миллиметр;
- немагнитные материалы (цистерны, ограждение рубки, оконечность);
- перегородки межу отеками плоского типа (повышение живучести лодки);
- автоматика в заряжании аппаратов пуска торпед, независимая загрузка каждой установки.
Впечатляли и характеристики К-27: длина – 109,8 метра, ширина/высота – соответственно 8,3 и 9,4 метра. Граничная глубина погружения – 3 сотни метров (рабочая – 270). Максимально развиваемая скорость – около 30 узлов. Численность экипажа – 105 человек.
Серьезная внештатная ситуация, в ходе которой произошло попадание рабочего тела – висмут-свинцового расплава, в газовую систему левого контура, была ликвидирована собственными силами. Лодка с честью выдержала испытания, за которыми наблюдали присутствовавшие в походе гражданские специалисты.
Командир, капитан 1 ранга, Иван Иванович Гуляев, за проведенный поход был представлен к награждению орденом Ленина, вручению Золотой звезды Героя Советского Союза. Со временем из экипажа К-27 вышло немало действующих адмиралов флота, высококлассных моряков подводников.