Племя келабитов, живущих на Борнео, известно тем, что воздвигает мегалиты в честь предков. К сожалению, христианство, западный образ жизни и незаконные вырубки леса на островах Малайского архипелага постепенно стирают самобытную культуру келабитов.
Племя живет на труднодоступных, покрытых густыми джунглями горных хребтах вблизи границы между малазийским штатом Саравак и индонезийской территорией Калимантана. Изолированное плато расположено выше истоков речной системы острова в нескольких днях пути по узким горным тропам от ближайшего населенного пункта, обозначенного на карте.
Келабиты разводят свиней, выращивают рис и сами обеспечивают себя всем необходимым. На плато есть соль, богатая йодом. Это позволяло им в течение десятилетий жить совершенно изолированно от окружающего мира.
Антрополог Том Харрисон впервые попал в этот район в 1944 году, его сбросили с парашютом с американского самолета. Харрисон рисковал жизнью, так как побережье Борнео контролировали японцы, которые могли сбить вражеский самолет. Американский антрополог не ожидал, что окажется в затерянном мире, где сохранилась древняя культура, не испытавшая на себе разрушающего влияния западной цивилизации.
Уклад жизни келабитов
Уклад жизни келабитов отличается некоторыми экзотическими особенностями. Они живут в длинных домах, стоящих на высоких сваях. В каждом доме живет по 10-15 человек. Кости предков они хранят в керамических кувшинах, количество и вид кувшинов отражают статус конкретной семьи.
Но особенно антропологов поражают огромные обтесанные камни с вырезанными на них символами. Помимо мегалитов, келабиты роют длинные глубокие канавы, на дно которых укладывают множество мелких камней. Эти сооружения являются своеобразными мемориалами в честь предков.
У келабитов нет письменности, однако символы, вырезаемые на камнях, так же как татуировки на их телах, имеют свой скрытый смысл. У них существуют ритуалы, посредством которых они общаются с духами предков.
С окончанием Второй мировой войны на остров прибыло множество торговцев и миссионеров из Европы, вскоре келабиты почти забыли древние языческие верования, перейдя в англиканскую церковь. Недавно корреспондент английского журнала «Фотин Таймс» Майк Джей побывал в гостях у келабитов.
Сейчас большинство древних мегалитов поглотили джунгли, и аборигены забыли к ним дорогу. Тама Пасанг, старейшина деревни Па Умор, один из немногих келабитов, кто лично участвовал в возведении каменного памятника. Это было в 1945 году, когда умер его отец. Сам Тама не помнит, сколько ему было в ту пору лет, около двадцати. Тогда келабиты еще не пользовались европейским календарем.
Похороны проходили с соблюдением всех традиций, обряд называется ирау. На похоронах у келабитов не принято скорбеть и плакать.
Ирау это праздник, где собирается вся община. Приходят даже жители отдаленных деревень, это хороший повод для юношей и девушек познакомиться друг с другом и присмотреть себе спутника жизни. Дальние родственники обмениваются подарками.
Семья, которая приглашает соплеменников на ирау, готовится к празднику в течение нескольких недель. Их щедрость должна свидетельствовать об их социальном статусе. Угощение включает рис, мясо и борак, алкогольный напиток, приготовляемый из риса. Употребление борака было осуждено христианскими миссионерами, но келабиты до сих пор употребляют его, несмотря на запреты. Борак пьют маленькими глотками, это очень крепкий напиток. Праздник длится несколько дней и ночей, все члены племени, даже дети, напиваются допьяна. Кульминация праздника водружение мегалита в честь умершего.
Камень — священная субстанция для келабитов. Плато, где они живут, — аллювиальное, здесь много ила и грязи. Крупные камни редко можно встретить, в основном это скальные обломки с окружающих плато гор. Дети природы верят, что рядом с огромными валунами собираются духи, эти места считаются священными.
Многие из этих валунов испещрены загадочными символами. Современные обитатели плато и сам Тама Пасанг уже забыли, что они обозначают. Некоторые изображения напоминают стилизованные человеческие лица. Под ними вырезаны вертикальные полосы. Как удалось выяснить Майку Джею, количество полос соответствует количеству добытых воином голов. Есть стилизованные изображения животных, горных козлов, свиней, грызунов, а также птиц.
Тама Пасанг вспоминает : «Когда умер мой отец, его тело сожгли, а кости сложили в особый кувшин. Семья собралась, чтобы выбрать день для ирау. Затем мой дедушка, который умел вызывать духов и общаться с мертвыми, долго разговаривал с душой умершего сына. После этого дедушка вызвал орла. Все видели, как орел пролетел над деревней в северном направлении. Это означало, что отец одобряет наши действия. Если бы орел полетел на юг, это значило бы, что умерший затаил обиду на близких».
На ирау собралось около двухсот человек. Камень, которому предстояло стать памятником, умерший выбрал для себя при жизни, так же, как и место, где он должен был быть воздвигнут. После обильной еды и возлияний, которые продолжались несколько дней, группа молодых мужчин вместе с Тамой углубилась в джунгли.
Им предстояло установить мемориал. Это была трудная работа. Тяжелый камень с трудом водрузили на носилки, установленные на двух длинных шестах. Восемь человек несли камень к месту, где он должен был быть установлен. По пути похоронная команда пела священные песни и периодически подкреплялась бораком. Когда они вернулись в деревню, веселье вновь продолжилось. Через несколько дней гости начали расходиться. Хозяева каждому дали сумку с рисом, трубочку из бамбука, полную соли, а также нож паранг.
В наши дни место, где расположен мегалит, воздвигнутый в честь отца, редко посещают его потомки. Майк уговорил Таму Пасанга показать ему камень. Они отправились по узкой тропке, по бокам которой растет тростник с листьями, острыми как бритва. Джунгли кишмя кишат змеями и кровососущими насекомыми. Особенно неприятны пиявки, которые проползают даже сквозь мелкие отверстия в обуви. В лесу можно встретить следы диких кабанов и оленей, а также муравейники, порушенные медведями. Майку и Таме приходилось перелезать через стволы упавших деревьев. Иногда лес расступался, можно было видеть заброшенные длинные хижины с обвалившимися крышами, заросшие ползучими растениями. Тама Пасанг отклонился от маршрута, чтобы показать гостю необычный мегалит в виде седла. По словам старика, он был воздвигнут в честь его дяди, который погиб на охоте за несколько лет до рождения Тамы. По поверьям келабитов, если посидеть в каменном седле и попросить о чем-нибудь духов предков, пожелание обязательно исполнится.
Дальше тропинка пошла кругами, и Джей с удивлением понял, что они пересекают тропинку, по которой уже проходили. На вопрос англичанина Тама ответил: «Так надо. Эта тропинка священная». О мегалит, посвященный отцу Тамы, путники буквально споткнулись, он стоял прямо на тропе. Джей сфотографировал памятник.
В настоящее время не до конца уничтоженной культуре келабитов, так же как и их каменным памятникам, угрожает интенсивное развитие в регионе лесозаготовок. Племя живет на территории двух государств. В Малайзии есть законы, защищающие культурные реликвии, Индонезии такого закона нет. Английский журналист старается привлечь мировую общественность к проблемам маленького племени и сохранению их культурного наследия.