Три тысячи лет назад Европа еще не знала империй. И история ее племен известна меньше, чем тех южных стран, где сложились рабовладельческие деспотии. Но незнание это можно преодолеть — крупицы прошлого разбросаны повсюду.
Приблизительно к XIII веку до нашей эры в Европе сложилась так называемая Лужицкая культура, которую считают общностью кельтских, праславянских и иллирийских народов.
Оружие и вера
Если раньше основным оружием были особые боевые топоры-дафны, напоминавшие молоток, то теперь широко распространились мечи. Почти что до нашествия аваров в VI веке уже нашей эры большая часть Восточной Европы была населена представителями именно этой культуры. Распространена была вера в светоносного бога Луга, а слово «слуг» обозначало, как пишет историк А.Б.Снисаренко, общину, народ.
Обычаи
Среди общих для всех этих племен обычаев был обряд кровного побратимства. Тотемными были не только животные, но и растения — последние в большей степени соответствовали материнскому роду. Зеленью, соответствующей тотемному растению, украшали дома на тот праздник, который позже, в христианскую эпоху, стали называть Троицей. Предки кельтов особо почитали дуб, предки славян — клен. Дуб — «ас», отсюда самоназвание «асы» у части кельтских и германских племен. Повсюду почитали также березу.
В те времена еще существовал обычай, согласно которому по достижении определенного возраста старик во время праздника должен был сам уходить из племени, да и из жизни. Позднее сохранились только выборы «бобового короля» на троицын день.
Почитали вещих птиц, причем их было несколько. В русских сказках поныне сохранились образы трех таких птиц. Это Гамаюн, Алконост и ночная, немного похожая на сову Сирин. Любили гадание по полету птиц (его называют «кобь»).
Распространен был счет «двадцатками» — по числу пальцев на руках и ногах. Дойдя до двадцати, ставили зарубку на дереве. А далее в одних местах предпочитали счет по 40, в других — по 60.
Наши предки больше любили считать по 40, отсюда знаменитое выражение «сорок сороков» в значении «много». А вот на Британских островах чаще считали по 60, в память о чем сохранилось староанглийское слово threescore, означающее шесть десятков, но дословно переводится как «три зарубки», то есть три двадцатки.
Племена Лужицкой культуры часто фигурируют в восточных летописях под именами, немало искаженными чужим произношением, либо под обобщающими названиями, вроде такого как «народы моря». От более ранней индоевропейской общности сохранилась вера в реинкарнацию, однако не было столь четкого кастового деления, как у уже ушедшего в сторону Индии союза племен ариуна. Каста означает «цвет», и цветовая символика индийских каст не имеет прямого аналога в верованиях предков кельтов, иллирийцев и балто-славянских племен.
Еще в эпоху культуры боевых топоров предки кельтов появились в Британии, где уже был построен Стоунхендж. Жрецы-друиды не только восприняли знания предшественников, но и обменивались ими со жрецами из оставшихся на континенте родственных племен.
Аналогично и дошедшие до нынешних Вены и Венеции предки иллирийцев соприкасались с древней культурой острова Крит и также обменивались сведениями с жрецами племен, живших севернее. Наконец балто-славянские племена, соседствовавшие с крупными финно-угорскими святилищами (в нынешней Эстонии, на Ладоге, в верховьях Волги), тоже общались с соседями. Секреты секретами, но тогдашний мир не был столь замкнут, как ныне иногда думают.
Конечно, были и особые различия. Так, предков славян древнегреческий географ Птолемей называет охотниками на вепрей (суобенами). Между Карпатами и Вислой вепрей водилось не менее, чем в лесах Галлии. Однако у кельтов вепрь был главным тотемным зверем, в отличие от предков славян, более почитавших медведя. Впрочем, «людьми вепря», урманами, называли себя и предки норвежцев, хотя у древних скандинавов и предков германцев уже были свои особенности в обычаях.
У кельтов чаше встречались светлые волосы (галл — «белокурый»). А рыжеволосых и по сей день больше всего в Ирландии.
[tds_note]Заметим, что в первые века первого тысячелетия до нашей эры южными соседями группы племен Лужицкой культуры были еще не римляне, а карфагеняне.[/tds_note]
Распространенность человеческих жертвоприношений на южном и восточном берегу Средиземного моря, была, однако куда выше, чем в лесистых местностях Европы, где «царским» делом считалось принесение в жертву коня. А вот следов материнского рода в Европе было больше, чем на куда более патриархальном юге.
Кроме богини судьбы Макоши, известна богиня Желя (западнее — Зела), покровительствовавшая погребальным обрядам. В «Слове о полку Игореве» плачут Карна и Жля. Это именно женские божества судьбы и скорби. Символом первой был моток пряжи. Вторая у многих племен представала в образе золотой статуи. Ее появление «замещало» обряд самосожжения вдов. Наконец была пара богов, символизировавшая окончание жизни и переход в иной мир, — Маровит и Марана. Восточнее аналогом были Яго и Яга, но каннибальские обряды в их честь постепенно исчезали.
Не случайно в известных романах герои могут обращаться Серым Псом — своим тотемным предком. Между прочим, фантастический мир подобных романов, очень во многом напоминает Восточную Европу в эпоху, отстоящую от нас менее чем на полторы тысячи лет. Можно узнать земли полабских и лужицких славян (сольвеннов и веннов), предков скандинавов (сегваны), кельтские племена (вельхи), даже горы Иллирии и Рудные горы.
Более двух с половиной тысяч лет назад восточная граница Лужицкой культуры проходила по реке Горынь. Случайно или нет, но славянские былины сохранили это имя в образе нападавшего из-за кордона Горыныча. Впрочем, одни историки считают, что былины отражают события, отстоящие от времени их создания на тысячелетия, а другие остаются скептиками…
В эпоху, отстоящую от нас не одну тысячу лет, старые обычаи больше всего сохранялись в Ирландии, Уэльсе, Шотландии, Бретани — на западе, на острове Руян (Рюген) и прилежащих к нему землях вдоль Лабы и Одры — в центре Европы, вблизи нынешней Белоруссии, в Полесье — на востоке.
А на Руси очень долго сохранялись узоры на браслетах в виде стилизованной буквы «Ж» — в честь доброй богини Живы.