Имя Никколо Макиавелли широко известно истории. Многие фразы из его работ часто цитируют и по сей день. Кем же был этот человек?
Происхождение великого философа
Никколо родился во Флоренции, в 1469 году. Его отцом был Бернандо ди Никколо Макиавелли, небогатый юрист. Небогатым он был отчасти из-за долгов, унаследованных от отца и дяди. Именно это и стало барьером на его пути в юридическую гильдию и помешало карьерному росту.
Сам Никколо не имел обширного образования, которым хвастались остальные гуманисты того времени, но это даже положительно сказалось на его будущем.
Будучи необычайно наблюдательным он изучал людей, и их поведение непосредственно во Флоренции, и исходя из наблюдений делал аналитические выводы. Он не был скован тем романтизмом с которым работали все остальные философы и политики.
Он считал, что для того чтобы человек сумел «философствовать», он должен сначала «пожить».
Амбициозный молодой человек рано сблизился с властями Флоренции, и занял пост секретаря комиссии Десяти, которые и управляли тогда республикой.
Падение с пьедестала или новый стимул творить
Никколо Макиавелли был в эпицентре политической жизни, и являлся весьма активным ее участником. Но в 1513 году его обвинили в заговоре и изгнали из любимой им родины.
Оказавшись один наедине с собой он зря времени не терял, и создал несколько философских сочинений, таких как «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции» и трактат под названием «Государь». Именно он принес ему мировую славу, хоть книгу опубликовали только после его жизни.
В своем трактате Макиавелли разоблачает истинное лицо руководителя, и человека, как существа эгоистичного, трусливого и жадного. Никколо считает, что несмотря на то что все хотят жить праведно, быть добродетельными, люди все равно в большинстве своем неблагодарны и склонны к лукавству, обману и злу.
В то же время он признает и доброе начало в человеке и называет его бесконечным сочетанием Добра и Зла.
Многие считают Макиавелли человеком склонным к жестокости и насилию, и даже вырвав из контекста его слова, присвоили ему Макиавеллизм — форму правления, при которой для достижения власти допустимо использовать любые средства, в том числе и не этические. Но это суждение чуждо Никколо. Никколо Макиавелли не борется ради власти как таковой. Для него она всего лишь средство поддержания порядка.
Жестокость и насилие он оправдывает тоже исключительно в деле поддержания государственного порядка. Флорентиец утверждает что жестокость должна исправлять, не уничтожать.
Из-за своего прямолинейного реализма, описывающего человека эгоистичным и подверженным многим порокам существом, что противоречит религиозным суждениям о подобии человека Богу, Римско-католическая церковь внесла его труд в «Индикт запрещённых книг».
Несмотря на то, что его произведение и в целом мировоззрение порицается, многие правители действуют именно так как он описывал, хоть и не руководствуются его трактатом. Просто слишком жизненно и правдиво приведен анализ человеческой сущности.
Личное
Помимо политической темы, Макиавелли пишет так и литературные произведения – например комедия «Мандрагора».
В личной жизни у него все сложилось удачнее. Будучи в дипломатической поездке во Флоренцию он встретил свою будущую жену Марриету Ди Луиджи. Брак оказался удачным, отношения были тёплые, несмотря на распутную жизнь Никколо. У них родилось пятеро детей.
Ненужный гений
Никколо Макиавелли жил Флоренцией, грезил её процветанием и мечтал о политической карьере, но жизнь не дала ему ни того, ни другого. Жизнь его окончилась в 1527 году, после разграбления испанцами Рима. Макиавелли оказался лишним для новых правителей и это сильно отразилось на его здоровье.
О точном месте захоронения великого философа ничего не известно, однако надгробие в его честь стоит во Флоренции, в церкви «Святого Креста». Надпись на нём гласит «Никакая эпитафия не выразит величия этого имени». Действительно, как можно описать единственного человека, который познал суть человека, знал как им управлять, и заявил об этом перед всем миром.