Монашеские ордены

Монашеские ордены
Монашеские ордены

XIII в. был важным периодом для становления и развития монастырей. Термины «Богемия» и «Польша» в данном случае не совпадают с границами двух королевств, но соответствуют современному положению этих стран.

Под Чехией подразумеваются лишь две провинции чешской короны, Чехия и Моравия. В Польшу включены церковные провинции Гнезно и Львова, а также Силезия, с XIV в. ставшая частью чешских земель, Пруссия тевтонских рыцарей и Западное Поморье.

Таким образом, заключенная в своих границах наподобие 1945 г., Польша в основном охватывает территории, расположенные на севере Судет и Карпат, а Чехия и Венгрия — южные пределы этой горной системы вместе с Трансильванией. Подобное «размыкание контактов», характеризующее этот ансамбль в XIII в., казалось еще более очевидным, если принять во внимание рыцарские ордены, занимавшие сильную позицию на балтийском побережье и гораздо более слабую — в Чехии.

Тенденция к развитию монастырской системы продолжалась во всем регионе в XIV в.; в течение следующего века она действовала, хотя и в меньшей степени, в Польше и Венгрии. Однако в Чехии, а также в Моравии, XV в. стал для монашеских орденов синонимом катастрофы. Лишь во второй половине века, после гуситских войн, монашество понемногу начало укреплять свои позиции.

Монастыри и ордены отличались друг от друга своим положением в обществе, значимостью и функциями. Прежние монастыри и капитулы, созданные в XI, XII и XIII вв., были щедро наделены землями, а их аббаты сохраняли свое положение среди богатых сеньоров, приближенных к королевскому двору.

В XIV— XV вв. подобного рода фундациям был положен конец, отныне правители и знать стремились вернуть себе церковное имущество или же тем или иным способом заполучить часть монастырских доходов. В Чехии эта тенденция приняла жесткие радикальные формы. Женские монастыри обычно предназначались для дочерей из аристократических, дворянских родов или семей патрициев.

В XV в. в Польше и Венгрии участились попытки (главным образом королей) предоставлять места аббатов мужских монастырей членам своего семейства или собственной клиентеле, что часто приводило к резкому сокращению монастырских доходов. Кризис старого монашества проявил себя в разных формах, от стагнации до своего полного исчезновения.

Неоднократные попытки реформ приводили к очень скромным результатам. В XIV в. на общем фоне стала особенно заметной экспансия монашеского ордена картезианцев, располагавших свои монастыри чаще всего вблизи крупных городов.

Одновременно с ними получили развитие общины регулярных каноников нового типа — каноники, целью которых было попечение над духовной жизнью городского населения, составили конкуренцию нищенствующим орденам. В этой же среде была предпринята уникальная попытка основать в средневековой Центрально-Восточной Европе новые монашеские ордены.

«Регулярные каноники святого Павла, первого пустынника» («Ordo Eremitarum s. Pauli primi Eremitae»), или так называемые паулины, активно действовали в течение XIII в. на территории Венгрии. Формально этот орден был основан лишь в XIV в. Движение это сочетало в себе отшельнический образ жизни в соответствии с уставом каноников святого Августина.

Новый орден получил от папы привилегию, позволявшую ему содержать собственные школы и проповедовать перед всеми, кто посещает его обители. Десятки монастырей паулинов появились в Венгрии; помимо этого, орден учредил монастыри в Хорватии, Далмации, Словении, на юге Германии и в Польше. Монастырь паулинов в Ясной Горе, основанный в Ченстохове в конце XIV в., с XV в. превратился в основной центр паломничества в Польше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Забытые слова