Бытует мнение, которое вполне соответствует реалиям, что после 1943 года над третьим рейхом навис неотвратимый рок. Любое решение приводило к проигрышу, доселе эффективно срабатывавшие технические идеи оказывались хуже, чем у русских. В общем, «все пропало, шеф!».
Тем не менее, Германия продолжала штамповать истребители Messerschmitt Bf 109К с устаревшим поршневым двигателем. Фактически это был венец немецкой рациональности, сделанный из базовой модели по принципу «здесь добавим, там урежем». «Мессеров» интенсивно били не только русские, но и союзники: люфтваффе проигрывали по всем статьям.
В отчаянной попытке хоть как-то выйти из полосы неудач конструкторы попытались освоить производство реактивных самолетов. Но и там не все было так гладко, как хотелось бы. Как уже было сказано, над Германией в 1944 году довлел злой рок, иначе как объяснить согласование запуска в серию абсолютно сырой, до конца не изученной модели?
В лихорадочном темпе заводы Рейха произвели чуть больше тысячи самолетов, для которых не хватало горючки и взлетно-посадочных площадок. Оказалось, что к принятию решений по «русскому методу», когда нет времени думать, выбирать, рассчитывать, ставить эксперименты, пунктуальные дойчи попросту неспособны.
Мессермитт-262 или Швальбе – прямое подтверждение данного тезиса. Он не был лучшим, самолеты союзников демонстрировали гораздо более высокие показатели. Вообще в то время реактивники были еще слишком юны, чтобы доказать свое явное преимущество перед обычными машинами на поршневой тяге.
Осторожные англосаксы не спешили запускать свои наработки в серию, чтобы не рисковать. Германия же, подобно приговоренному к смерти на корабле, вступила на шаткую доску. Пути назад у нее не было – только вперед, к своему закату.
Британский Gloster Meteor, запущенный одновременно с немецким самолетом, полетал-полетал, да и отправился в запас. Его потом использовали для перехвата досаждавших Лондону ракет Фау-1, где достоинства раскрывались ярче, а недостатки нивелировались результатом. Проигрывал Швальбе и Lockheed F-80 (Shooting Star), который многие знатоки считают самым лучшим реактивным истребителем времен Второй мировой.
Одним словом, превосходство люфтваффе в воздухе плавно сходило на нет. Впереди были агония и крах.