Кем был реальный Пересвет – хитрец или отчаянный смельчак?

Когда изучаешь материалы, посвященные древней истории своей страны, диву даешься – неужто былинные богатыри на самом деле существовали? Настоящих, достоверных источников информации не так много, есть ли основания им доверять?

Б. А. Рыбаков, автор монографии о древней Руси, уверен, что за большинством героев сказов и былин, летописей, стоят реальные персонажи. И самые героичные из них жили и сражались во времена татаро-монгольского ига.

Алеша Попович

Создавший эпохальное полотно художник Васнецов, автор картины о трех богатырях, в истории разбирался слабо. Да и хронологическая увязка сюжета с реалиями его волновали мало. Так, с легкой руки (кисти) живописца, на одном полотне уместились жившие в разных эпохах личности: Добрыня – в 10 столетии, Муромец – примерно в 1200 году, а Попович и того позже – в 13 веке.

Алеша Попович

Прототипом изображенного на картине витязя считают рязанского боярина Олешу по прозванию Попович, который, согласно Никоновской летописи, входил в дружину князя Всеволода. Позже богатырь поехал в Киев, где служил у князя Мстислава. Погиб он при Калке, в 1223 году. По другой версии, это был Ольберг, сын Ратибора, победивший «Идолище», половецкого хана Итларя.

Евпатий Коловрат

Об этом витязе историки узнали из разных источников. Летописи гласят, что воин проявил себя при походе Бату на Рязань, дав им достойный отпор, нанеся потери. Павший Евпатий был с почетом захоронен в городском соборе.

Евпатий Коловрат

Ослябля и Пересвет

Легендарные схимники, то есть монахи, принявшие обет смерти в бою за Отечество, окутаны завесой тайны. Считается, что Александр Пересвет принял вызов монгольского богатыря Челубея, уже зная, что живым из боя не выйдет. Копье монгола было длиннее, но русич сумел ценой своей жизни ударить его в ответ, вернулся в стан войска и уже там скончался от ран.

Ослабля и Пересвет

Ослябля (Андрей или Родион) был в рати против Мамая, а затем, по неподтвержденной версии, участвовал в русском посольстве к византийцам. Оба витязя позднее канонизированы РПЦ.

Оцените статью
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Комментарии
  1. Владимир | 30.07.2019 00:17

    Поединка Пересвета с Челубеем не было. От слова – вааще.

    “Задонщина” – литературное (да! вымысел может быть!) произведение конца 14 века (может – чуть позже), но писал почти современник событий.
    Никакого поединка с Челубеем нет.
    “Пересвета-чернеца, брянского боярина, на место суда привели. И сказал Пересвст-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: “Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!” Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу.

    В такое время старому человеку следует юность вспомнить, а удалым людям мужество свое испытать. И говорит Ослябя-чернец своему брату старцу Пересвету: “Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже, брат, лететь голове твоей на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру христианскую и за землю Русскую, и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича”.

    Короче, по ходу битвы Пересвет был еще живой и на коне скакал, но уже получил смертельные ранения. И совсем не в самом начале битвы.

    Поединок Пересвета с Челубеем – это в другом литературном (да, вымысел более чем возможен!) произведении уже 15 века – “Сказание о Мамаевом побоище”. Википедию посмотрите: автор, что называется, врет как очевидец.

    ЦАвтор сказания ошибочно «назначил» в год побоища архиепископом Коломны Геронтия, который заступил на должность более чем через семьдесят лет после битвы. Также произвольно он «назначил» архиепископом Новгорода Еуфимия, хотя человека с таким именем в XIV веке не было на этой должности. Идущее на Куликово поле литовское войско у автора сказания возглавляет великий князь Ольгерд, который умер за три года до Куликовской битвы. Темника Мамая автор сказания величает «царём», а не князем. Будучи церковником, автор сказания старается показать Мамая язычником, поэтому у него, увидев свою погибель, Мамай призывает не только Магомета, но и других богов: Перуна, Салавата, Раклия и Хорса[1]. Также он выдумал рассказ о визите Дмитрия Ивановича к троицкому игумену Сергию Радонежскому, который предсказал победу над некими «половцами», отправку на бой «иноков» с языческими некалендарными именами Пересвет и Ослябя[2], рязанского князя Олега Ивановича изобразил предателем и придумал поединок перед Куликовской битвой брянского боярина Пересвета с «печенегом» Челубеем.”

    Вот так – придумал.

Добавить комментарий