История зарождения инкассации в Древней Руси

Инкассация в Древней Руси История
Инкассация в Древней Руси
Инкассация в Древней Руси

Служба инкассации родилась не сразу. В России система охраны перевозки денег и других ценностей складывалась постепенно. В эпоху Киевской Руси перевозка денег и других ценностей имела место в двух случаях: при осуществлении дистанционной торговли (главным образом с Хазарией и Византией) и во время ежегодного объезда князем или его наместниками подвластной территории для сбора налогов (так называемое полюдье).

И в том, и в другом случаях охрана осуществлялась с помощью дружины немногочисленных, но хорошо организованных и искусных воинов.

Торговые пути

Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь

Самым древним был торговый путь в Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Он начинался от Верхней Волги в районе впадения в нее Которосли, где был главный сборный пункт. Сюда съезжались купцы из районов Русы, Новгорода, Ладоги и Онеги. Купцы с Белоозера попадали туда же по Шексне и Волге. Из Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, по рекам Сясь и Мологе приходили на Волгу скандинавы из Прибалтики и Швеции.

Далее путь шел по Которосли к городищу на р. Саре у с. Диабол (близ Ростова Великого). В Сарском городище к каравану присоединялась еще одна группа гостей и купцов. Оттуда путь шел к Нерли, Клязьме и устью Оки, минуя ту петлю, которую Волга делает в северо-восточном углу ее течения. Смысл такого маршрута заключался в том, что он проходил по заселенным финскими и славянскими племенами местам. Это позволяло собрать по пути дань. Из Оки караван вновь попадал в Волгу и подходил к главному пункту маршрута Булгару.

Завязав в Булгаре торговлю с хазарами, россы в начале IX в. достигли Итиля в устье Волги, обосновавшись в его восточной части Хазаране, где жили купцы и располагались товарные склады. Из Хазарана они стали совершать походы в Каспийское море, достигли его южного побережья, где установили торговые контакты с персидскими и арабскими купцами, и даже дошли на верблюдах до Багдада.

Купцы и разбойники

Купцы и разбойники
Купцы и разбойники

На всем пути следования россов поджидали вооруженные разбойники, совершавшие неожиданные нападения. Купцы обязательно были вооружены, но иногда, не надеясь отбиться, россы закапывали торговую выручку в укромных местах, чтобы в удобный момент вернуться за ней. Очевидно, для многих купцов этот удобный момент так и не наступил. На всем протяжении этого водного пути археологи находят многочисленные клады куфических монет VIII-IX вв.

В середине IX в. был открыт другой водный маршрут “в греки из варяг” (из района Балтии на Балканы, в Византию) по Днепру. Открытие этого пути изменило геополитическое значение территорий, лежащих на юг и север от Киева, превратило эти места в ключевые для контроля над гигантским товарно-денежным потоком. Благодаря этому “великий путь по воде”, стал той осевой линией, вокруг которой сформировалось Древнерусское государство.

Охрана торговых путей

Обслуживание “великого водного пути” требовало огромной концентрации сил. Поэтому в него были вовлечены практически все восточнославянские племена. Многомесячное плавание требовало больших запасов продовольствия, так как на участке от Витичева до Херсона пополнить его было негде. Сбор продовольствия производился в ноябре-марте, когда основная часть россов с дружинами выходила из Киева в “полюдье” или “кружение” по землям древлян, дреговичей, кривичей, северян и других славянских племен. В апреле, когда реки Русской равнины освобождались ото льда, россы возвращались в Киев, куда собирались также “заморские гости” и россы не из Киева.

Строительство скандинавского корабля
Строительство скандинавского корабля

Для прохода от Финского залива до Константинополя нужны были разные типы судов. Из озера Котлина (Финского залива) по Неве до Ладоги или по Луге до Новгорода можно было добраться скандинавскими морскими ладьями. Но чтобы попасть оттуда на Днепр, нужны были более легкие струги и челны. Их изготовляли словене и кривичи на продажу. Лес для судов поставляли радимичи и вятичи. В Киеве и Вышгороде суда переоснащались. Их удлиняли, снабжали более высокими бортами, мачтами и уключинами для весел, превращая в сборные ладьи.

Материалы по теме:  Возникновение парусного судоходства в Древнем Египте

Из Киева караван отправлялся в Витичев. Оттуда начинался опасный участок пути девять знаменитых днепровских порогов, рядом с которыми располагались кочевники. За порогами находился остров Хортица (другие названия: Варяжский остров, остров св. Григория) с укреплениями против кочевников. Здесь путешественники совершали короткую передышку. Далее путь шел вдоль берега Черного моря до рек Днестра и Сулины, на островах которых устраивался отдых. По Сулине россы входили в Дунай и далее совершали однодневные переходы по землям Болгарии, Македонии и Фракии до Константинополя с остановками у Конопы, Констанции, рек Варны и Дичины.

Маршрут “с варяг в греки” охранялся несравненно лучше, чем волжский, что было связано как с большими масштабами торговли, так и с наличием постоянных охотников за купеческим богатством сначала печенегов, а затем половцев.

Перевозка ценностей в Древней Руси

Перевозка ценностей в Древней Руси была связана и со сбором дани. Сбор государственных доходов, как мы знаем из летописей, был организован в виде процедуры так называемого “полюдья” периодического раз в год объезда киевским князем с дружиной территории своего государства с более-менее продолжительными остановками в тех или иных городах и пунктах, а собираемые в продолжение этого объезда налоги в виде заранее оговоренного набора определенных продуктов следовали за князем в обозе. Но золота и серебра в виде дани почти не поступало, роль денег играли меха, однако большая часть дани собиралась обычными продуктами медом, скотом, воском, зерном; из летописи известен случай, когда данью стали березовые веники.

С. В. Иванов. «Баскаки»
С. В. Иванов. «Баскаки»

После захвата Константинополя в 1204 г. крестоносцами, а затем и турками он потерял свое значение мирового торгового центра. Дорога “с варяг в греки” опустела. Князья перестали следить за “степью”. Население потянулось из беднеющих и разоряемых кочевниками южнорусских княжеств в Ростово-Суздальскую Русь. Это облегчило татаро-монголам завоевание Руси. Все население покоренных русских земель было переписано татарами и обложено данью “по десятине во всем”. Сбор дани первоначально был поручен татарским чиновникам – баскакам или принявшим ислам бесерменским купцам.

Однако охрана собранного ими богатства оказалась сложной проблемой. Летописи изобилуют фактами нападения на бесермен и ограбления их. Первоначально татары отвечали карательными экспедициями, чинившими жестокую расправу над населением. Однако эта мера оказалась неэффективной и дорогостоящей. Поэтому в первой половине XIV в. татарские ханы сочли для себя удобным изъять сбор дани на Руси из рук своих чиновников и поручить его русским князьям.

Владычество монголов имело множество отрицательных сторон, но на развитии и усовершенствовании сухопутных путей сообщения, обслуживавших доставку корреспонденции и ценностей, оно сказалось самым благотворным образом. Дело в том, что татаро-монголы имели возможность управлять своим отдаленным северо-западным “улусом” лишь наездами, и потому они уделяли этой стороне очень большое внимание. Уже в период Киевской Руси установилась повинность натуральным товаром (называемая повозом), суть которой состояла в обязанности всего населения давать проезжавшим “княжим мужам” и вестникам подводных коней и сами подводы.

При монголах система “повоза” достигла высокой степени практического совершенства: уделялось много внимания тому, чтобы на обширных и в ту эпоху весьма лесистых пространствах дороги поддерживались в состоянии, позволявшем передвигаться по ним в любую погоду, чтобы через определенное расстояние были устроены постоялые дворы (по-татарски они назывались ямами, откуда затем пошли сами слова “ямщик”, “ямская гоньба” и т.д.), где можно было, без проблем, заменить уставших лошадей или остановиться на ночлег.

Эта система затем закрепилась и получила дальнейшее развитие во весь последующий период, а сами базовые принципы ямской езды стали также базовыми и в организации государственной почты наряду с доставкой корреспонденции, осуществлявшей и перевозку некоторых ценностей.

Оцените статью
Забытые слова