Как известно, пересмотр, исправление и дополнение этих Правил были осуществлены Международной конференцией, состоявшейся в 1948 г. в Лондоне. Новые Правила не являются полным изменением существовавших ранее.
Многие исправления относятся лишь к некоторому редакционному изменению отдельных требований и положений. По своему существу Правила остались без изменений со времени их официального принятия в 1889 г. на международной конференции, состоявшейся в Вашингтоне.
Несмотря на то, что в морских кругах Правила предупреждения столкновений подвергались отдельным критическим замечаниям, они длительное время не пересматривались, а сам факт их существования без сколько-нибудь значительных изменений в течение более половины столетия свидетельствует о том, что первые составители столь важного документа проделали большую и плодотворную работу.
Возникает вопрос, кто же является родоначальником этих Правил и когда они были составлены? Естественно, что Правила для расхождения судов, для предотвращения их столкновений не появились на свет такими, какими мы их видим сейчас. Изучая процесс формирования ныне существующих Правил, следует безусловно принять во внимание многовековой опыт плавания людей по морям и те отдельные правила и наставления, которые существовали у них до того, как они стали международным сводом законов.
Поскольку Правила для предупреждения столкновений судов являются составной частью Морского права, то их хронологическое развитие и усовершенствование шло и идет параллельно с развитием и усовершенствованием других институтов, относящихся к мореплаванию и морской торговле.
Считают, что Морское право берет свое начало от финикийских мореплавателей и купцов, совершавших плавания по Средиземному и другим примыкающим к нему морям на гребных судах с вспомогательными парусами еще XII—VI вв. до нашей эры. Первым известным сводом законов было Родосское морское право, названное так по имени острова Родос в Эгейском море и составленное в IV в. до нашей эры.
Об авторитете и влиянии Родосского морского права можно, в частности, судить по ответу римского императора Антония на петицию одного богатого купца: «Я — властелин суши, а морской закон является повелителем моря. Пусть твой спор будет разрешен по закону родоссцев».
Исследование Родосского морского права
Исследование Родосского морского права — этого исторического документа, содержащего 66 правил, регулировавших в то время морскую торговлю, показывает, что в нем имеется запись, направленная на предупреждение столкновений судов в море, которая относится к судовым огням и сигналам. В ст. 36 свода говорится: «Если судно под парусами днем сближается с судном, стоящим на якоре или обезветрившимся, то ответственность за столкновение и нанесенные повреждения ложится на капитана и экипаж первого судна…
Если же сближение происходит ночью, то судно на якоре или с обезветрившимися парусами должно для предостережения приближающихся судов зажигать огонь. Если нет возможности зажечь огонь, на нем должны сигнализировать криком. Если подача таких сигналов не будет почему-либо произведена и будет иметь место столкновение, то судно, не подавшее их, само будет в этом повинно».