Грозный «Беркут». Первый отечественный зенитный комплекс

История создания мощного заградительного щита, советской противовоздушной обороны восходит ко времени первых удачных испытаний системы С-25 («Беркут»). Едва только страна начала восстанавливаться после 4 лет непрерывных сражений, приводить в порядок экономику и народное хозяйство, как грянула новая беда.

В авиации появились более мощные, летающие на запредельных скоростях реактивные машины, а США заявили о наличии у них «ядерной дубинки» – более чем красноречивый намек бывшему союзнику по антигитлеровской коалиции. ЗРК (многие из которых еще были из разработок 30 годов) с таким противником справиться не могли.

Беркут

Потребовалось новое, современное вооружение. В Москву был вызван ученый Павел Куксенко. Сталин не стал ходить вокруг, да около, а сразу спросил, что инженеру известно о последнем полете вражеского самолета над столицей. И сам же ответил: это был разведчик-одиночка, а появлялся он в нашем небе 10 июля 1942 года. А теперь представьте, товарищ Куксенко, продолжил Сталин, что на борту у него будет ядерное оружие. И какие беды способен натворить такой «гость» или несколько, если не противопоставить им надежную систему ПВО.

Повторять дважды не пришлось: воспользовавшись захваченными у гитлеровцев чертежами, материалами по ЗРК, Павел Николаевич приступил к созданию щита над Родиной на основе управляемых, координируемых с поверхности снарядов класса «земля-воздух» и «воздух-воздух».

В 1950 году, по указанию Совмина, Павел Куксенко и Сергей Берия приступили к работе над ракетной системой «Беркут». Секретность была такого высокого уровня, что о проекте не знали даже в Министерстве обороны.

Стереотипное представление о С-25, как о независимом мобильном комплексе по образу С-300 (400), в корне неверно. Это, в первую очередь, гигантский муравейник, заполненный операторами, связистами, узкими специалистами, а потом уже надстройка – надземные пусковые установки с радиоуправляемыми ракетами.

Задача была поставлена сверхсложная: замаскировать линии обороны, сделав их незаметными в подмосковных ландшафтах. При первых же испытаниях «Беркут» доказал свою боеспособность, поразив мишени (подвеску парашюта и самолет). Очевидцы были поражены, не верили своим глазам.

В мае 1955 года С-25 стала на боевое дежурство и использовалась до 1982 года. К счастью, применить ее по прямому назначению не пришлось ни разу.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here