Годовщина страшной катастрофы на перегоне Аша-Улу-Теляк

30 лет назад в эти дни произошла одна из самых масштабных катастроф в СССР. Погибло около 6 сотен человек. К сожалению, у виновных в случившемся есть конкретные фамилии. Это по их разгильдяйству, пренебрежению своими должностными обязанностями происходят многие беды и аварии.

В 1984 году закончили прокладку магистрального трубопровода для перекачки нефти из Западной Сибири в Поволжье. По каким-то причинам в последний момент приняли решение о замене транспортируемой смеси на бензин и газ. Нормы требовали перепрокладки трубопровода, но это неизбежно привело бы к удорожанию проекта, срыву сроков.

Далее, несмотря на близость объекта повышенной опасности к населенным пунктам, железной дороге, монтировать сложную систему оповещения об утечках тоже не стали. Предполагалось, что обходчиков и вертолетной разведки будет достаточно.

авария

Запустив объект в эксплуатацию, неожиданно выяснили, что необходимо изменить трассу на небольшом участке: там труба пролегала слишком близко к жилому поселку.  Никто и не заметил, как экскаватор повредил стенку трубопровода. Испытания также не проводились, все спешили как можно быстрее закончить работу.

А затем цепочка случайностей сформировала четкую вероятность будущей катастрофы. 3 июня операторам поступил сигнал с газоперерабатывающего комбината о провале давления в системе, падении скорости прокачки смеси. Сменившийся вскоре персонал никаких действий не предпринял – люди спешили домой. Ночной бригаде вкратце рассказали о случившемся.

Выход был найден самый простой: поднять давление, увеличив мощность смеси. В результате через образовавшийся разрыв в стенке трубопровода газовый компонент начал активно заполнять атмосферу. На железной дороге об аварии на газопроводе не знали, поэтому поезда продолжали идти. Хотя машинисты жаловались диспетчеру на запах газа.

Примерно в 1 час ночи 4 июня 2 поезда, следовавшие по маршруту «Новосибирск-Адлер» (в том и другом направлении) попали в зону действия газового облака. Раздался взрыв. Пламя видели за несколько километров от места аварии, в Аше повыбивало окна.

Врачи, прибывшие на место трагедии, были шокированы увиденным: дотла сгоревший лес. Перекрученные рельсы. Разбросанные вещи, остатки вагонов, одежды и все это перемешано с фрагментами человеческих тел. Мощность взрыва была такой, что вагоны отбросило от насыпи.  Всего в поездах было около 1300 человек.