Созданный инженерами «Крайслера» в конце 20 годов прошлого столетия мотор имел долгую и яркую судьбу. Блок из чугуна, вал и клапаны снизу, 4 цилиндра, расположенные в ряд, – вполне прогрессивное решение того времени. Остается добавить к этому цепной привод распредвала, термостат и масляный насос.
За специфичную крышку мотор быстро окрестили плоскоголовым (flathead). Соответственно, были «четверка» и «шестерка». Так случилось, что примерно в это же время главный конструктор ГАЗ – Андрей Липгарт, обдумывал вариант двигательной установки для М1 («эмки»). В СССР тогда действовали еще прагматичнее, чем сейчас: выбирали понравившийся мотор и покупали на него лицензию. Так поступили и на Горьковском заводе, приметив машину «Додж Д5». Только двигатель там стоял не «родной», а именно «Крайслер-плоскоголовый-6».
Сказано – сделано. В 1937 году группа инженеров во главе с Липгартом побывала в Штатах, изучила мотор поближе, обговорила все детали. А уже через год «плоский» отечественной сборки пошел в серию. К чести советских конструкторов, агрегат полностью переделали, включая адаптацию к метрической системе.
Например, цепь посчитали ненадежной и взамен установили шестеренчатый привод, а цилиндр стал чуть «похудее», он потерял 0,25 миллиметра при переводе дюймов в отечественные размеры. В 1940 году свет увидели более 100 экземпляров моторов, в дальнейшем производство планировалось наращивать. Серию назвали ГАЗ-11, наладив выпуск 2 вариантов:
- с чугунным блоком, сжатием 5,6 и мощностью 76 лошадиных сил (3400 оборотов в минуту);
- с алюминиевым блоком, сжатием 6,5 и мощностью 85 лошадиных сил (3600 оборотов в минуту).
Вполне резонно, что впервые «плоскоголового» поставили на «Эмку». Машина получила индекс ГАЗ 11-73, до войны выпустили достаточное количество автомобилей. Такие агрегаты получили армейские «внедорожники» ГАЗ-33, 62, броневики ЛБ-НАТИ и ДБ-62. Были разработаны также модификации для авиации и судов.
Усовершенствованные моторы – дальнейшее продолжение первого «плоскоголового», монтировались на БТР, БРДМ, военные и гражданские машины. Настолько удачной оказалась конструкция, предложенная Липгартом.
114264 24860You created some excellent points there. I did a search on the topic and located many people will agree together with your blog. 568507
946810 556445Hi. Cool write-up. There can be a problem with the web site in firefox, and you may want to test this The browser is the marketplace leader and a huge portion of folks will miss your excellent writing due to this problem. 841372
jazz smoothing music
928256 722199The Spirit with the Lord is with them that fear him. 590886
20191 692333Thank you for sharing with us, I conceive this internet site genuinely stands out : D. 595412
897887 162581I dont think Ive seen all of the angles of this subject the way youve pointed them out. Youre a true star, a rock star man. Youve got so a lot to say and know so significantly about the topic that I think you need to just teach a class about it 197106
48996 414628Heya just wanted to give you a brief heads up and let you know some of the pictures arent loading properly. Im not sure why but I believe its a linking issue. Ive tried it in two different web browsers and both show the same outcomes. 628357
1427 47125I will tell your friends to check out this site. .Thanks for the article. 13613
874061 62562Hi, you used to write excellent articles, but the last several posts have been kinda lackluster I miss your super writing. Past couple of posts are just slightly out of track! 942275