Chrysler flathead 6. Двигатель, давший толчок развитию автомобилестроения в СССР

Созданный инженерами «Крайслера» в конце 20 годов прошлого столетия мотор имел долгую и яркую судьбу. Блок из чугуна, вал и клапаны снизу, 4 цилиндра, расположенные в ряд, – вполне прогрессивное решение того времени. Остается добавить к этому цепной привод распредвала, термостат и масляный насос.

За специфичную крышку мотор быстро окрестили плоскоголовым (flathead). Соответственно, были «четверка» и «шестерка». Так случилось, что примерно в это же время главный конструктор ГАЗ – Андрей Липгарт, обдумывал вариант двигательной установки для М1 («эмки»). В СССР тогда действовали еще прагматичнее, чем сейчас: выбирали понравившийся мотор и покупали на него лицензию. Так поступили и на Горьковском заводе, приметив машину «Додж Д5». Только двигатель там стоял не «родной», а именно «Крайслер-плоскоголовый-6».

Chrysler flathead 6

Сказано – сделано. В 1937 году группа инженеров во главе с Липгартом побывала в Штатах, изучила мотор поближе, обговорила все детали. А уже через год «плоский» отечественной сборки пошел в серию. К чести советских конструкторов, агрегат полностью переделали, включая адаптацию к метрической системе.

Например, цепь посчитали ненадежной и взамен установили шестеренчатый привод, а цилиндр стал чуть «похудее», он потерял 0,25 миллиметра при переводе дюймов в отечественные размеры. В 1940 году свет увидели более 100 экземпляров моторов, в дальнейшем производство планировалось наращивать. Серию назвали ГАЗ-11, наладив выпуск 2 вариантов:

  • с чугунным блоком, сжатием 5,6 и мощностью 76 лошадиных сил (3400 оборотов в минуту);
  • с алюминиевым блоком, сжатием 6,5 и мощностью 85 лошадиных сил (3600 оборотов в минуту).

Вполне резонно, что впервые «плоскоголового» поставили на «Эмку». Машина получила индекс ГАЗ 11-73, до войны выпустили достаточное количество автомобилей. Такие агрегаты получили армейские «внедорожники» ГАЗ-33, 62, броневики ЛБ-НАТИ и ДБ-62. Были разработаны также модификации для авиации и судов.

Усовершенствованные моторы – дальнейшее продолжение первого «плоскоголового», монтировались на БТР, БРДМ, военные и гражданские машины. Настолько удачной оказалась конструкция, предложенная Липгартом.

Оцените статью
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий